Главная\О кафедре\Профессорско-преподавательский состав\

Правовая страничка

УСТАВ

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

“Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана”

(выдержки)

6.20. В Университете предусматриваются должности для научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

К профессорско-преподавательским должностям относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента.

6.21. Замещение всех должностей научно-педагогических работников в Университете производится по трудовому договору, заключаемому на срок до 5 лет. При замещении должностей научно-педагогических работников, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора  предшествует конкурсный отбор.

6.22. Порядок приема на работу других категорий работников Университета определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.23. Профессорско-преподавательскому составу  и другим педагогическим работникам Университета устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск и предоставляется длительный отпуск сроком до одного года в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Длительный отпуск педагогическим работникам в зависимости от его цели, финансовых возможностей Университета может быть предоставлен с полной, частичной оплатой, а также без оплаты. Решение о предоставлении отпуска и форме его оплаты принимает ректор по рекомендации Ученого совета факультета.

Учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается Университетом самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

Педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) с целью содействия в обеспечении их издательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере, определяемом законодательством Российской Федерации.

Увольнение педагогических работников по инициативе администрации Университета в связи с сокращением штатов допускается только после окончания учебного года.

6.24. Научно-педагогические работники Университета имеют право:

- в установленном порядке избирать и быть избранными в Ученый Совет Университета;

- участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности Университета;

- пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений Университета в соответствии с коллективным договором;

- определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования и программами обучения;

- выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса (о выбранных методах и средствах обучения сообщается на заседании кафедры);

- обжаловать приказы и распоряжения администрации Университета в установленном законодательством порядке;

- на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

6.25. Научно-педагогические работники Университета обязаны:

- обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;

- выполнять требования настоящего Устава, соблюдать Правила внутреннего распорядка Университета;

- формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

- развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;

- систематически заниматься повышением своей квалификации.

6.26. Научные работники Университета имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса и отвечающие мерам безопасности.

6.27. Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, Уставом Университета, правилами внутреннего распорядка Университета и должностными инструкциями. Трудовые отношения указанной категории работников и ректора Университета регулируются на основании трудового договора.

6.28. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств государственного бюджета, направляемых на содержание Университета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Оплата труда работников Университета производится в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти.

6.29. Работникам Университета за успехи в учебной, методической, научной, воспитательной работе и другой деятельности, предусмотренной Уставом Университета, устанавливаются различные формы морального и материального поощрения.

6.30. Трудовые и социально-экономические отношения в Университете решаются на основе Закона Российской Федерации “Об образовании”, Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в рамках коллективного договора, принятие и реализация которого определяются законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 



ПРАВИЛА

ВНУТРЕННЕГО  ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА

МГТУ им. Н.Э. Баумана

(выдержки)

 

 

УЧЕБНЫЙ ПОРЯДОК

53. Учебные занятия Университета проводятся по расписанию и в соответствии с учебными планами и программами.

Сокращение продолжительности каникул, установленных учебными планами, не допускается.

54. Учебное расписание составляется на семестр и вывешивается не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала каждого семестра.

55. Администрация Университета устанавливает перерыв на обед между учебными занятиями.

56. Запрещается прерывать учебные занятия, входить и выходить из аудиторий во время их проведения.

57. Для проведения практических занятий в аудиториях, лабораториях, учебных мастерских курс делится на группы или подгруппы. Состав студенческих групп и подгрупп формируется в установленном порядке.

 58. В каждой группе деканом факультета назначается староста. Староста группы подчиняется непосредственно заместителю декана по  курсу и куратору группы, он доводит до своей группы все приказы, распоряжения и указания деканата, кафедры и ректората.

В функции старосты входят:

                                                                                                                                                                                 

- персональный учет посещения студентами всех видов учебных занятий;

-  ведение журнала учета посещаемости студентов;

- представление журналов на подпись преподавателю после окончания каждого занятия;

-  еженедельное представление журнала заместителю декана;

- сдача журнала учета посещаемости в деканат в конце месяца;

- наблюдение за состоянием учебной дисциплины в группе на лекциях и практических занятиях, а также за сохранностью учебного оборудования и инвентаря;

- своевременная организация получения среди студентов группы учебников и учебных пособий;

- извещение студентов об изменениях, вносимых в расписание учебных занятий.

Распоряжения старосты в пределах указанных выше функций обязательны для всех студентов группы.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХ 

22.  Рабочее время и время отдыха различных категорий работников Университета устанавливаются в соответствии с приведенными в статьях 23-26   общими правилами.

23. Норма рабочего времени для различных категорий работников Университета определяется исходя из следующей еженедельной продолжительности рабочего времени:

40 часов в неделю – для всех работников кроме профессорско-преподавательского состава (ППС) и других категорий работников, указанных в ст. 92 ТК РФ;

36 часов в неделю – для профессорско-преподавательского состава.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сокращенная еженедельная продолжительность рабочего времени устанавливается на основании Списка на предоставление дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня работникам Университета, работающим во вредных и (или) опасных условиях труда, являющегося приложением к Коллективному договору.

24. В Университете устанавливается продолжительность рабочей недели:

шестидневная рабочая неделя – для профессорско-преподавательского состава и учебно–вспомогательного персонала (УВП);

пятидневная рабочая неделя – для административно-управленческого персонала (АУП), научных работников (НР), научно-вспомогательного персонала (НВП), научно-технического персонала (НТП), обслуживающего персонала (ОП) и производственного персонала (ПП).

25. Для АУП, НР, НВП, НТП, ОП и ПП:

продолжительность ежедневной работы составляет с понедельника по четверг по 8 часов 15 минут, в пятницу – 7 часов;

время начала и окончания работы устанавливается с понедельника по четверг с 9 ч. 00 мин. до 18 ч. 00 мин. и в пятницу с 9 ч. 00 мин. до 16 ч. 45 мин.;

перерыв для отдыха и питания - продолжительностью 45 минут при продолжительности ежедневной работы более 6 часов, с 12 ч.30 мин. до 13 ч. 15 мин.;

выходные дни – суббота и воскресенье.

Для работников из числа административно-управленческого персонала, занимающих должности, включенные в Перечень должностей работников МГТУ им. Н.Э. Баумана с ненормированным рабочим днем, являющийся приложением к Коллективному договору, устанавливается особый режим работы – ненормированный рабочий день.

26. Для ППС и УВП устанавливается режим гибкого рабочего времени. Распределение рабочего времени в течение суток и недели определяется графиками работы, составляемыми заведующими кафедрами (учебными подразделениями) на каждый учебный семестр и каникулярные периоды и утверждаемые деканами факультетов. Учетным периодом при составлении графиков является неделя. Работники должны быть ознакомлены с утвержденными графиками работы не позднее чем за два дня до введения их в действие.

Распределение рабочего времени работников в графике работы в течение суток и недели должно отвечать следующим требованиям:

время начала работы подразделения – 8 ч. 00 мин.; время окончания работы подразделения – 21 ч. 30 мин.; смещение времени начала и окончания работы подразделения может быть обусловлено расписанием занятий подразделения;

продолжительность ежедневной работы должна составлять для ППС и УВП в субботу – не более 5 часов, в остальные дни недели для ППС – не более 8 часов, для УВП – не более 10 часов;

продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет 45 минут при продолжительности ежедневной работы более 6 часов, время начала и окончания перерыва устанавливается графиком работы;

общий выходной день – воскресенье, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

27. В структурных подразделениях при выполнении отдельных видов работ, где по условиям работы не могут быть соблюдены приведенные выше общие правила установления рабочего времени и времени отдыха для указанных категорий работников, могут устанавливаться другие режимы и параметры рабочего времени и времени отдыха, в том числе допускается введение суммированного учета рабочего времени.

28. Введение для категорий работников режимов и  характеристик рабочего времени и времени отдыха, отклоняющихся от общих правил, а также режима суммированного учета рабочего времени осуществляется приказом Ректора Университета, издаваемым с учетом мотивированного мнения профсоюзного комитета работников Университета. Обоснование к проекту приказа о необходимости введения  режимов и  характеристик рабочего времени и времени отдыха, отклоняющихся от общих правил, или режима суммированного учета рабочего времени готовится руководителем основного структурного подразделения, в котором предполагается введение данных режимов.

29. После введения указанных в статье 27 режимов и  характеристик рабочего времени и времени отдыха право утверждения графиков работы (сменности) работников данных подразделений предоставляется должностному лицу, наделенному Ректором Университета правами работодателя в отношении работников этих подразделений. Графики работы (сменности) при суммированном учете рабочего времени должны быть доведены до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие.

30. Рабочее время и время отдыха работников, для которых  режимы и  характеристики рабочего времени и времени отдыха отклоняются от общих правил, а также работников с сокращенной продолжительностью рабочего времени (кроме ППС), работников, для которых установлено неполное рабочее время, и работников, работающих на условиях совместительства, закрепляются в трудовых договорах.

Работа в порядке совместительства всеми категориями работников Университета должна выполняться во внерабочее от основной работы время.

31. По причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, допускается изменение по инициативе работодателя или его представителя режимов и  характеристик рабочего времени и времени отдыха работников в порядке, изложенном в статьях 27-29, и с соблюдением требований ст. 74 ТК РФ.

32. Контроль за соблюдением расписания учебных занятий и выполнением индиви-дуальных планов учебно-методической и научно-исследовательской работы осуществ-ляется заведующими кафедрами, деканами факультетов, директорами научно-исследовательских институтов, руководителями научно-учебных комплексов, директорами филиалов, учебным управлением Университета.

33. Сверхурочные работы, как правило, не допускаются. Сверхурочные работы могут применяться администрацией в случаях, предусмотренных действующим трудовым законодательством. Привлечение работников Университета к сверхурочным работам осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьей 99 ТК РФ, приказом Ректора Университета или руководителя структурного подразделения, наделенного правами работодателя, в отношении работников данного подразделения. Проект приказа формируется Управлением кадров Университета на основании служебной записки руководителя основного структурного подразделения с обоснованием необходимости привлечения к сверхурочным работам и оформленных, при необходимости, установленным порядком уведомлений работников, привлекаемых к сверхурочным работам, и мотивированного мнения профсоюзного комитета Университета в письменной форме.

34. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 113 ТК РФ. Привлечение осуществляется приказом Ректора Университета. Проект приказа формируется Управлением кадров Университета на основании служебной записки руководителя основного структурного подразделения с обоснованием необходимости привлечения к работе  в выходные и нерабочие праздничные дни и оформленных, при необходимости, установленным порядком уведомлений работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, и мотивированного мнения профсоюзного комитета Университета в письменной форме.

35. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется  ежегодно  в соответствии с утвержденным графиком отпусков с учетом мнения профсоюзного комитета таким образом, чтобы обеспечить работу Университета в плановом режиме и благоприятные условия для отдыха работников. График отпусков составляется на каждый календарный год и доводится до сведения всех работников и служащих. График отпусков обязателен как для администрации, так и для работника.

36. Администрация структурного подразделения Университета, наделенного правомочиями юридического лица по доверенности Ректора, имеет право предоставлять по личному заявлению работников отпуск без сохранения заработной платы по основаниям, предусмотренным ст. 128 ТК РФ и локальными нормативными актами.

37. Работник (кроме ППС) до начала работы обязан отметить свой приход на работу, а по окончании — уход с нее. В случае болезни или других причин невыхода на работу работник обязан уведомить администрацию.

При неявке на работу преподавателя заведующий кафедрой обязан немедленно принять меры для замены его другим преподавателем и подать служебную записку в учебное управление.

Работника, появившегося  на работе в нетрезвом состоянии, и в других случаях, приведенных в ст.76 ТК РФ, администрация  отстраняет от работы, составляя соответствующий акт. Отстранение производится приказом Ректора Университета или руководителя структурного подразделения, наделенного правами работодателя, в отношении работников данного подразделения. Проект приказа формируется Управлением кадров Университета на основании служебной записки руководителя основного структурного подразделения с обоснованием необходимости отстранения и акта.

38. В Университете ведется учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Порядок учета рабочего времени определяется приказом Ректора, особенности учета рабочего времени в  подразделениях, наделенных правами юридического лица, могут уточняться приказами руководителя подразделения. Рабочее время учитывается в табелях учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. Форма табеля и порядок его заполнения разрабатываются Центральной бухгалтерией Университета и утверждаются приказом Ректора о порядке учета рабочего времени.

Администрация подразделения обязана организовать учет явки на работу и ухода с работы, простоев и прогулов, сверхурочных работ, работ за пределами установленной продолжительности в режиме ненормированного времени, отпусков, отпусков без сохранения заработной платы всех категорий работников. Администрация подразделения обязана назначить работника, отвечающего за учет рабочего времени.

 

ПОРЯДОК В ПОМЕЩЕНИЯХ И НА ТЕРРИТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА

59. Ответственность за оснащение и благоустройство в учебных помещениях (наличие исправной мебели, учебного оборудования, противопожарного оборудования, поддержание нормальной температуры, освещения, чистоты и пр.) несет проректор по административно-хозяйственной работе (АХР) Университета.

60. В учебных и служебных зданиях и помещениях Университета запрещается:

а)  хождение в зимней и демисезонной одежде и головных уборах (следует сдавать их в гардероб);

б) шум, громкие разговоры и другие действия, мешающие нормальному проведению учебного и производственного процессов, в т.ч. использование мобильного телефона во время проведения учебных занятий;

в)   курение на территории Университета (за исключением специально отведенных для этого мест) и пользование открытым огнем;

г) нахождение на территории Университета в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, распитие спиртных напитков, игра в азартные игры (в том числе в карты), сквернословие и пр.;

д) нахождение на территории Университета после 22 часов без специального разрешения.

61. Администрация Университета организует охрану учебного заведения, сохранность оборудования, инвентаря и другого имущества, а также поддержание необходимого порядка в учебных и бытовых зданиях.

Ответственность за сохранность оборудования, инвентаря и другого имущества несет материально ответственное лицо подразделения, назначаемое приказом Ректора. Руководители подразделений Университета, приобретающие дорогостоящее оборудование, обязаны устанавливать его только в заранее оборудованном помещении. Пригодность помещений подтверждается проректором по АХР и службой безопасности Университета.

Охрана здания, имущества и ответственность за их противопожарное и санитарное состояние возлагается приказом Ректора на определенных лиц административно-хозяйственного персонала Университета.

За исправность оборудования в лабораториях и кабинетах и за готовность учебных помещений к занятиям отвечают заведующие лабораториями.

62. Ректор и проректоры Университета, директоры филиалов, руководители научно-учебных комплексов (НУК), деканы факультетов и их заместители осуществляют прием работников, студентов, других обучающихся в установленные часы.

63. Аудитории, оборудованные сигнализацией, должны опечатываться, а ключи в опечатанном пенале во внерабочее время должны храниться в службе охраны. Сдача — выдача пенала регламентируется отдельной инструкцией. Ключи от аудиторий, не оборудованных охранной сигнализацией, в опечатанном пенале хранятся в службе охраны. При наличии в аудиториях кодового замка номер кода оставляется в пенале. Ответственность за материальные ценности, хранящиеся в подразделениях, несет материально ответственное лицо.

64. Отделу оперативного реагирования при срабатывании сигнализации разрешается вскрывать помещение в присутствии не менее трех сотрудников - представителей отдела оперативного реагирования, группы безопасности, отдела охранно-пожарной сигнализации с составлением акта.

Прекращение доступа во все здания Университета, кроме дежурных служб, регулируется начальником отдела охраны в соответствии с действующим приказом Ректора.

Работы в научных подразделениях и на кафедрах Университета после установленного приказом Ректора времени проводятся в виде исключения только с разрешения проректоров Университета и руководителей НУКа с обязательным уведомлением Управления безопасности и охраны.

Изменение режима работы производится отдельным приказом Ректора.

65. Проход на территорию Университета регулируется Инструкцией по осуществлению пропускного режима в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Проход на территорию Университета осуществляется по удостоверениям установленного образца (в том числе ветеранов труда МГТУ), постоянным, временным и разовым пропускам.

Абитуриент (аспирант) во время сдачи документов пропускается при наличии паспорта и диплома о среднем (высшем) образовании.

Абитуриент во время сдачи экзаменов пропускается по оформленным распискам и экзаменационным листам.

66. Принадлежащий Университету автотранспорт пропускается на территорию МГТУ по пропускам установленного образца. Остальной транспорт (машины с продовольстви-ем для столовой и буфетов и т. п.) пропускаются либо по специальному разрешению проректора по безопасности Университета или его заместителя, либо по утвержденным ими спискам.

Въезд на территорию Университета частным машинам без специального разрешения Ректора запрещен (за исключением случаев вывоза заболевших сотрудников или сту-дентов и т. п.).

Перед главным входом в Университет (на набережной р. Яузы) оборудована автопарковка для транспортных средств штатных работников Университета, режим работы которой определяется отдельным Положением, утвержденным Ректором.

67. Ввоз контейнеров, ящиков, баулов с оборудованием, техникой, приборами и другим содержимым производится по товарно-транспортным накладным или служебным запискам за подписью руководителя подразделения и согласовывается с проректором по безопасности.

68. Вынос и вывоз оборудования, приборов, техники и др. осуществляется на основании материального пропуска установленного образца, подписанного руководителем подразделения и материально ответственным лицом и скрепленного печатью Университета или структурного подразделения.

Отделу охраны предоставляется право проверки соответствия вывозимого и ввозимого транспортными средствами (а также выносимого и вносимого) груза или ручной клади  указанным в товарно-транспортных накладных, материальных пропусках или иных документах на сопровождение груза.

При отсутствии поименованных выше документов, в порядке исключения, сверка может производиться согласно устному заявлению водителя, владельца транспортного средства или ручной клади, иного лица, сопровождающего груз. В этом случае по требованию работника отдела или владельца (сопровождающего груз лица) может составляться опись материальных ценностей, выявленных в ходе проверки.

69. В целях поддержания требований Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных документов в Университете в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни назначаются дежурные - ответственный дежурный и дежурные смены суточного наряда. Все распоряжения ответственного дежурного лицами, находящимися на территории Университета, подлежат исполнению в обязательном порядке и, особенно, при ликвидации угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

70. Отдел оперативного реагирования, отдел охраны, противопожарная служба, управление охраны труда имеют право составлять акты на  работников Университета и структур любой формы собственности, расположенных на территории Университета, студентов и других обучающихся, находящихся на территории Университета, о нарушении ими Правил внутреннего трудового распорядка, Правил пожарной безопасности и ходатайствовать о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

71. Правила внутреннего трудового распорядка МГТУ им. Н.Э. Баумана обязательны для всех структурных подразделений, физических и юридических лиц, находящихся на территории Университета.

72. Правила внутреннего трудового распорядка МГТУ им. Н.Э. Баумана (или их соответствующие разделы) вывешиваются на стендах факультетов и подразделений Университета на видном месте.

 

 

Коллективный договор между работниками МГТУ им. Н.Э. Баумана и Университетом (зарегистрирован Комитетом общественных связей города Москвы при Правительстве Москвы за № 2 - 574 от  02.05. 2007г.)

(выдержки)

3.8.   Повышение квалификации.

3.8.1.  Повышение  квалификации штатных преподавателей и научных работников Университета проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности с отрывом и без отрыва от работы. Повышение квалификации осуществляется в форме краткосрочного (72 часа и выше) или длительного (свыше 100 часов) обучения по научно-техническим, педагогическим и другим проблемам в форме стажировки, профессиональной подготовки и в других формах, предусмотренных  Постановлением Правительства.

 На период повышения квалификации с отрывом от работы работнику выплачивается средняя заработная плата.

3.8.2. Работодатель оказывает содействие работникам  при оформлении завершенных докторских и кандидатских диссертаций.

3.8.3. Работодатель и Профком работников продолжают практику ежегодного проведения конкурса среди ППС и других категорий работников.  Фотографии победителей конкурса «Лучший преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана» ежегодно вывешиваются на Доске с одноименным названием и на стендах Профкома. Победителям конкурсов приказом Ректора устанавливаются ежемесячные стимулирующие надбавки на текущий учебный  год.

 

 

 

 

 
 
Hosted by uCoz